1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54
Альбом к 70-летию ИАИ

Наш дом - Историко-архивный институт

    Соединивший стили востока и запада, голубой дом 15 на Никольской перекликается шпилями и белокаменной резьбой с Никольской башней Кремля.

   Он вырос на месте старейшей русской типографии - Печатного двора, основанного Иваном Фёдоровым. Памятная доска на фасаде гласит: "На этом месте находился Печатный двор, где в 1564 году Иван Фёдоров напечатал первую русскую книгу".

   В 1642-1645 годах для не раз дотла сгоравшего Печатного двора было выстроено новое здание под началом Трефила Шарутина. Двухэтажные каменные палаты разделяли надвое высокие ворота, увенчанные шатром наподобие кремлевских - работа зодчего Ивана Неверова и немчина Христофора - судя по всему, англичанина Христофора Головея, автора наверший Спасских и Троицких ворот.

   Здесь трудились Василий Бурцев - печатник-арендатор, Симеон Полоцкий - глава особой Верхней типографии, Симон Ушаков - иллюстратор, Сильвестр Медведев - справщик, Карион Истомин - справщик и начальник Печатного двора.

   С этого места отправились в многовековой путь книги, с которых начиналась русская культура: Апостол (1564) Ивана Фёдорова - первая московская печатная книга, первые печатные Буквари (1634, 1637) Василия Бурцева, никонианская Библия (1663), Вертоград многоцветный Симеона Полоцкого [написан в 1678]; и, конечно же, Грамматика (1643, 1721) Мелентия Смотрицкого, Псалтырь рифмования (1680) Симеона Полоцкого, Арифметика (1703) Леонтия Магницкого - Врата учености М.В. Ломоносова, впустившие его в соседнюю Славяно-греко-латинской академии.

   До того как в Петербурге в 1711 г. была основана вторая русская типография, московский печатный двор выпустил более 700 изданий, около миллиона русских книг - от копеечных Букварей и Азбук, доступных хозяину обычного крестьянского двора, до пятирублевой, стоившей целого двора, Библии.

  

   Переизданием Грамматики Смотрицкого в 1721 году закончилась главная историческая роль Печатного двора. Он был преобразован в Московскую синодальную типографию и перешел к спокойной жизни церковного ведомства. На позаимствованных у нее печатных станах началась возглавленная М.М. Херасковым типография Московского университета.

В 1814 году роскошно воплощен проект архитектора И.Л. Мироновского - перепев старомосковских мотивов Печатного двора и итальянской готики Никольской башни. Мироновский сохранил изюминки образца: ворота, колонны, шпили, двое солнечных часов, льва и единорога - эмблему, перешедшую к Печатному двору от приказа Большого дворца, управления царским хозяйством; но, в прежде слепом фасаде открылись высокие готические окна. Новая типография стала выше, и её пронизала ажурная чугунная лестница.

   В 1918 году Синодальная типография превратилась в типографию Гознака. В конце 1930 года в доме 15 стал обустраиваться учрежденный 3 сентября Институт архивоведения Центрального архивного управления СССР, открывший свои двери 1 апреля 1931 года, с сентября 1932 года - Московский государственный историко-архивный институт.

Студент 4 курса ФТАД Д.В. Завольский

Фасад здания. Древние ворота до 1773 г. Отпечаток с литографии. ГНИМА им. А.В. Щусева

Фасад здания. Древние ворота до 1773 г.
Отпечаток с литографии. ГНИМА им. А.В. Щусева

Untitled Document
ФТАД А.Н.
Rambler's Top100 Rambler's Top100