Наш дом - Историко-архивный
институт
Соединивший
стили востока и запада, голубой дом 15 на Никольской перекликается
шпилями и белокаменной резьбой с Никольской башней Кремля.
Он
вырос на месте старейшей русской типографии - Печатного
двора, основанного Иваном Фёдоровым. Памятная доска
на фасаде гласит: "На этом месте находился Печатный
двор, где в 1564 году Иван Фёдоров напечатал первую
русскую книгу".
В 1642-1645
годах для не раз дотла сгоравшего Печатного двора было
выстроено новое здание под началом Трефила Шарутина.
Двухэтажные каменные палаты разделяли надвое высокие
ворота, увенчанные шатром наподобие кремлевских - работа
зодчего Ивана Неверова и немчина Христофора - судя по
всему, англичанина Христофора Головея, автора наверший
Спасских и Троицких ворот.
Здесь
трудились Василий Бурцев - печатник-арендатор, Симеон
Полоцкий - глава особой Верхней типографии, Симон Ушаков
- иллюстратор, Сильвестр Медведев - справщик, Карион
Истомин - справщик и начальник Печатного двора.
С этого
места отправились в многовековой путь книги, с которых
начиналась русская культура: Апостол (1564) Ивана Фёдорова
- первая московская печатная книга, первые печатные
Буквари (1634, 1637) Василия Бурцева, никонианская Библия
(1663), Вертоград многоцветный Симеона Полоцкого [написан
в 1678]; и, конечно же, Грамматика (1643, 1721) Мелентия
Смотрицкого, Псалтырь рифмования (1680) Симеона Полоцкого,
Арифметика (1703) Леонтия Магницкого - Врата учености
М.В. Ломоносова, впустившие его в соседнюю Славяно-греко-латинской
академии.
До
того как в Петербурге в 1711 г. была основана вторая
русская типография, московский печатный двор выпустил
более 700 изданий, около миллиона русских книг - от
копеечных Букварей и Азбук, доступных хозяину обычного
крестьянского двора, до пятирублевой, стоившей целого
двора, Библии.
|
Переизданием
Грамматики Смотрицкого в 1721 году закончилась главная
историческая роль Печатного двора. Он был преобразован
в Московскую синодальную типографию и перешел к спокойной
жизни церковного ведомства. На позаимствованных у нее
печатных станах началась возглавленная М.М. Херасковым
типография Московского университета.
В 1814 году роскошно
воплощен проект архитектора И.Л. Мироновского - перепев
старомосковских мотивов Печатного двора и итальянской
готики Никольской башни. Мироновский сохранил изюминки
образца: ворота, колонны, шпили, двое солнечных часов,
льва и единорога - эмблему, перешедшую к Печатному двору
от приказа Большого дворца, управления царским хозяйством;
но, в прежде слепом фасаде открылись высокие готические
окна. Новая типография стала выше, и её пронизала ажурная
чугунная лестница.
В 1918
году Синодальная типография превратилась в типографию
Гознака. В конце 1930 года в доме 15 стал обустраиваться
учрежденный 3 сентября Институт архивоведения Центрального
архивного управления СССР, открывший свои двери 1 апреля
1931 года, с сентября 1932 года - Московский государственный
историко-архивный институт.
Студент 4 курса ФТАД Д.В.
Завольский
Фасад здания. Древние ворота до 1773
г.
Отпечаток с литографии. ГНИМА им. А.В. Щусева
|